Основные приемы технического обслуживания


Существует ряд приемов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом, которые будут рассмотрены в данном руководстве. Применение
этих методов позволит механику-любителю быть более эффективным, лучше организованным и способным должным образом выполнять различные задачи, что обеспечит тщательный и завершенный ремонт.

Крепежные элементы


Крепежные элементы, по сути, представляют собой гайки, болты и винты, используемые для скрепления двух или более деталей. При работе с крепежными элементами следует иметь в виду несколько моментов. Почти во всех из них используется фиксирующее устройство того или иного типа (либо стопорная шайба, контргайка, фиксирующий язычок или клей для резьбы). Все крепежные элементы с резьбой должны быть чистыми, прямыми, иметь неповрежденную резьбу и неповрежденные углы на шестигранной головке, куда подходит гаечный ключ.
Выработайте привычку заменять все поврежденные гайки и болты новыми . Ржавые гайки и болты следует обработать проникающим маслом, чтобы облегчить снятие и предотвратите поломку. Некоторые механики используют скипидар в масленке с носиком, который работает довольно хорошо. После нанесения средства для удаления ржавчины дайте ему поработать несколько минут, прежде чем пытаться ослабить гайку или болт. Сильно проржавевшие крепежные детали, возможно, придется отколоть или удалить с помощью специального гайковерта, который можно приобрести в магазинах инструментов. Если в сборке отламывается болт или шпилька, их можно высверлить и извлечь с помощью специального инструмента, называемого EZ out (или винтовой экстрактор).
Большинство сервисных служб дилеров и мастерских по ремонту мотоциклов могут выполнить эту задачу, а также другие (например, ремонт резьбовых
отверстий, которые были удалены). Плоские шайбы и стопорные шайбы, снятые с узла, всегда следует устанавливать точно так же, как они были сняты. Замените все поврежденные шайбы новыми. Всегда используйте плоскую шайбу между стопорной шайбой и любой мягкой металлической поверхностью (например, алюминием), тонким листом металл или пластик. Специальные контргайки можно использовать только один или два раза , прежде чем они потеряют свою фиксирующую способность и их необходимо заменить.

Последовательности и процедуры затяжки


При затяжке резьбовых крепежных элементов они часто затягиваются с определенным значением крутящего момента (крутящий момент - это, по сути, усилие скручивания). Чрезмерная затяжка крепежного элемента может ослабить его и привести к поломке, в то время как недостаточная затяжка может привести к его окончательному ослаблению. Каждый болт, в зависимости от материала, из которого он изготовлен, диаметра его хвостовика и
материала, в который он ввинчивается, имеет определенное значение крутящего момента, которое указано в технических характеристиках. Обязательно внимательно следуйте рекомендациям по крутящему моменту. 
Крепежные элементы, расположенные в определенном порядке (например, болты головки блока цилиндров , болты корпуса двигателя и т.д.), должны быть ослаблены или затянуты в определенной последовательности, чтобы избежать деформации детали. Первоначально болты/гайки следует затягивать только пальцами. Затем их следует затянуть на один полный оборот каждую, крест-накрест или по диагонали. После того, как каждая из них будет затянута на один полный оборот, вернитесь к первой затянутой и затяните их все на пол-оборота, следуя той же схеме. Наконец, затяните каждый из них на четверть
оборота за раз, пока каждый крепеж не будет затянут с надлежащим моментом затяжки. Чтобы ослабить и снять крепежные детали, процедура должна быть
обратной.

Последовательность разборки


Разборку компонентов следует выполнять осторожно и целенаправленно , чтобы обеспечить правильное соединение деталей при повторной сборке. Всегда следите за последовательностью демонтажа деталей. Обратите внимание на особые характеристики или маркировку деталей, которые могут устанавливаться несколькими способами (например, упорная шайба с канавками на валу). Рекомендуется разложить разобранные детали на чистой поверхности в том порядке, в котором они были сняты. Это также может быть удаление.
При снятии крепежных элементов с детали следите за их расположением. Иногда ввинчивание болта обратно в деталь или надевание шайб и гайки обратно на шпильку может предотвратить путаницу в дальнейшем. Если гайки и болты невозможно вернуть на прежнее место, их следует хранить в отдельном ящике или серии небольших коробок. Форма для кексов или маффинов идеально подходит для этой цели, поскольку в каждой полости могут находиться болты и
гайки из определенной области (например, болты корпуса двигателя, болты крышки клапана , болты крепления двигателя и т.д.). Поддон такого типа особенно полезен при работе с узлами с очень мелкими деталями (такими как карбюраторы и клапанный механизм). Полости можно обозначить краской или скотчем для идентификации содержимого.
Всякий раз, когда провода, жгуты или разъемы разъединяются, рекомендуется обозначить две половинки пронумерованными кусочками клейкой ленты, чтобы их можно было легко снова соединить. 

Уплотнительные поверхности прокладок


На любом мотоцикле прокладки используются для уплотнения сопрягаемых поверхностей между компонентами и поддержания смазочных материалов, жидкостей, вакуума или давления в узле. Часто эти прокладки перед сборкой покрываются жидким или пастообразным уплотнительным составом для прокладок.

Возраст, высокая температура и давление иногда могут привести к тому, что две детали склеятся настолько плотно, что их будет очень трудно разъединить. В большинстве случаев деталь можно расшатать, ударив по ней молотком с мягкой поверхностью вблизи сопрягаемых поверхностей.
Можно использовать обычный молоток, если между молотком и деталью находится деревянный брусок. Не ударяйте молотком по литым деталям или деталям, которые могут быть легко повреждены. При работе с любой особенно неподатливой деталью всегда проверяйте , удалены ли все крепежные элементы.
Избегайте использования отвертки или бруска для разъединения компонентов, так как они могут легко повредить поверхности деталей (которые должны оставаться гладкими). Если разъединение абсолютно необходимо, используйте используйте кусок дерева, но имейте в виду, что потребуется дополнительная очистка, если дерево расколется. 

После разделения деталей необходимо тщательно соскрести старую прокладку и очистить поверхности прокладок. Стойкий уплотнительный материал можно пропитать средством для удаления прокладок (продается в аэрозольных баллончиках), чтобы размягчить его и его можно было легко соскрести. Скребок можно изготовить из куска медной трубки, расплющив и заострив один конец.
Рекомендуется использовать медь, поскольку она обычно мягче очищаемых поверхностей, что снижает вероятность образования царапин на детали. Некоторые прокладки можно удалить проволочной щеткой, но независимо от используемого метода сопрягаемые поверхности должны оставаться чистыми и гладкими.

Если по какой-либо причине поверхность поцарапана, то при повторной сборке компонентов необходимо будет использовать герметик, достаточный для заполнения царапин . Для большинства применений лучше всего использовать несушащий (или полусухой) герметик для прокладок.

Советы по снятию шланга


Меры предосторожности при снятии шланга строго параллельны мерам предосторожности при снятии прокладки. Избегайте царапин или выбоин на поверхности, к которой прилегает шланг, иначе соединение может протекать. Из-за различных химических реакций резина в шлангах может приклеиться к металлическому патрубку, на который надевается шланг. Чтобы снять шланг, сначала ослабьте хомуты, которыми он крепится к патрубку. Затем плоскогубцами захватите шланг за зажим и поверните его вокруг патрубка. Двигайте им взад- вперед, пока он полностью не освободится, затем снимите его (силиконовые или другие смазочные материалы облегчат снятие, если их можно нанести между шлангом и внешней стороной патрубка). Нанесите одинаковую смазку на внутреннюю поверхность шланга и наружную часть патрубка, чтобы упростить установку.
Если хомут для шланга сломан или поврежден, не используйте его повторно. Также не используйте повторно шланги с трещинами, расщеплениями или разрывами.

Методы технического обслуживания, инструменты и рабочие приспособления

Инструмент для регулировки зазора свечи зажигания Набор щупов
Масленка для смазки тросов управления Ручная ударная отвертка и биты

Инструменты


Выбор хороших инструментов является основным требованием для любого, кто планирует обслуживать и ремонтировать мотоцикл. Для владельца, у которого мало инструментов, если таковые имеются, первоначальные инвестиции могут показаться высокими, но по сравнению с растущими затратами на плановое техническое обслуживание и ремонт, это разумный шаг.
Чтобы помочь владельцу решить, какие инструменты необходимы для выполнения задач, описанных в данном руководстве, предлагаются следующие перечни инструментов:
Техническое обслуживание и мелкий ремонт, Капитальный ремонт и специальные. Новичку в практической механике следует начать с набора инструментов для технического обслуживания и мелкого ремонта, который подходит для более простых работ. Затем, по мере роста уверенности и опыта, владелец может решать более сложные задачи, покупая дополнительные инструменты по мере необходимости. В конечном итоге базовый набор будет встроен в набор инструментов для ремонта. Со временем опытный мастер соберет набор инструментов, достаточный для большинства процедур ремонта, и добавит более узкоспециализированные инструменты когда решит, что затраты оправданы частотой использования.

 

 

 

Динамометрические ключи (левый тип с щелчком; правый тип с шкалой)

 

 

Плоскогубцы для снятия стопорных колец (верхние - внешнее; нижние - внутреннее) Шестигранные ключи (слева) и головки (справа)
Рассухариватель клапанов Инструмент для снятия/установки поршневого кольца
Съемник поршневого пальца Телескопические калибры
 Микрометр Хонинговщик поверхности цилиндра
Компрессометр Индикатор часового типа
Мультиметр Разводной ключ

 

Набор инструментов для технического обслуживания и мелкого ремонта


Инструменты из этого списка следует рассматривать как минимум, необходимый
для выполнения планового технического обслуживания, сервисного обслуживания и мелкого
ремонта. Мы рекомендуем приобрести комбинированные ключи (торцевые). и с открытым концом, объединенные в одном гаечном ключе); хотя они и дороже, чем ключи с открытым концом, они обладают преимуществами обоих типов гаечных ключей.


Набор комбинированных гаечных ключей (от 6 мм до 22 мм)
Разводной ключ - 8 дюймов 
Торцевой ключ для свечи зажигания (с резиновой вставкой)
Инструмент для регулировки зазора свечи зажигания
Набор щупов
Стандартная шлицевая отвертка (5/16 дюйма x 6 дюймов)
Крестовая отвертка (№ 2 x 6 дюймов)
Набор гаечных ключей с шестигранной головкой (от 4 мм до 12 мм)
Комбинированные плоскогубцы - 6 дюймов
Ножовка и ассортимент лезвий
Манометр давления в шинах
Масленка для смазки тросов управления
Шприц для консистентной смазки
Банка для масла
Мелкая наждачная бумага
Проволочная щетка
Ручная ударная отвертка и биты
Воронка (среднего размера)
Защитные очки
Поддон для слива
Рабочая лампа с удлинителем

Набор инструментов для технического обслуживания и капитального ремонта


Эти инструменты необходимы любому, кто планирует выполнять капитальный ремонт, и предназначены для дополнения инструментов из набора инструментов для технического обслуживания и мелкого ремонта. В комплект входит полный набор головок, которые, несмотря на дороговизну, бесценны из-за своей универсальности (особенно при наличии различных удлинителей). Мы рекомендуем использовать хвостовик 3/8 дюйма вместо 1/2 дюйма для общего обслуживания и ремонта мотоцикла (в идеале у механика должен быть комплект 3/8 дюйма и 1/2 дюйма).

Инструмент для снятия ротора генератора переменного тока
Набор(ы) торцевых головок
Реверсивный храповик трещетка
Удлинитель - 6 дюймов (15см)
Универсальный шарнир (кардан для головок)
Динамометрический ключ (хвостовик того же размера, что и торцевые головки)
Молоток с шариковой головкой - 8 унций
Молоток с мягкой поверхностью (пластик/резина)
Стандартная шлицевая отвертка (1/4 дюйма x 6 дюймов)
Стандартная шлицевая отвертка (короткая - 5/16 дюйма)
Крестовая отвертка (№ 3 x 8 дюймов)
Крестовая отвертка (короткая - № 2)
Плоскогубцы - фиксаторы
Плоскогубцы - линейные
Плоскогубцы - игольчатый наконечник
Плоскогубцы - стопорное кольцо (внутреннее и внешнее)
Зубило - 1/2 дюйма
Скребок
Скребок (изготовлен из сплющенной медной трубки)
Керн
Штифтовые пробойники (Выколотки) (1/16, 1/8, 3/16 дюйма)
Стальное правило/линейка - 12 дюймов
Штифтовый гаечный ключ
Набор напильников
Проволочная щетка (большая)
Примечание: Другим инструментом, который часто бывает полезен, является электрическая дрель с
патроном 3/8 дюйма (и набор сверл хорошего качества).

Специальные инструменты


В этот список включены инструменты, которые не используются регулярно, дорогостоящие, или которые должны использоваться в соответствии с инструкциями производителя. Если эти инструменты не будут использоваться если эти инструменты не будут использоваться часто, их приобретение не будет очень экономичным. A можно разделить стоимость и использование между собой и другом или друзьями (например, членами мотоклуба). В этом списке представлены инструменты и приборы, широко доступные для широкой публики, а также некоторые специальные инструменты, выпускаемые производителем автомобиля для распространения в сервисных отделах дилеров. В результате в текст данного руководства иногда включаются ссылки на специальные инструменты производителя . Как правило, предлагается альтернативный метод выполнения работы без специального инструмента. Однако иногда альтернативы их использованию нет. В этом случае, когда инструмент невозможно приобрести или одолжить, работу следует передать в сервисную службу дилера или мастерскую по ремонту мотоциклов.


Рассухариватель клапанов
Инструмент для снятия и установки поршневых колец
Съемник поршневого пальца
Телескопические калибры
Микрометры) и/или штангенциркули с циферблатом/нониусом
Хонинговщик поверхности цилиндра
Компрессометр
Индикатор часового типа
Мультиметр
Разводной ключ
Набор манометров или вакуумметров
Небольшой воздушный компрессор с выдувным пистолетом и шиномонтажным патроном

 Покупка инструментов


Для тех, кто "сделай сам", кто только начинает заниматься техническим обслуживанием и ремонтом мотоциклов, при покупке инструментов доступен ряд опций. Если объем работ, которые необходимо выполнить, заключается в техническом обслуживании и мелком ремонте, то покупка отдельных инструментов является удовлетворительной. С другой стороны, если планируется масштабная работа, было бы хорошей идеей приобрести скромный набор инструментов в одном из крупных магазинов розничной сети. Обычно набор можно приобрести со значительной экономией по сравнению с ценами на отдельные инструменты (и они часто поставляются в комплекте с ящиком для инструментов). Как если требуются дополнительные инструменты, можно приобрести дополнительные наборы, отдельные инструменты и ящик для инструментов большего размера, чтобы расширить выбор инструментов.
Постепенное создание набора инструментов позволяет распределить стоимость инструментов на более длительный период времени и дает механику свободу выбора только тех инструментов, которые действительно будут использоваться.

Магазины инструментов и дилеры мотоциклов часто являются единственным источником некоторых необходимых специальных инструментов, но независимо от того, где вы покупаете инструменты, старайтесь избегать дешевых (особенно при покупке отверток и розеток), потому что они прослужат не очень долго. В продаже имеется множество инструментов по разумным ценам, но всегда старайтесь приобретать изделия, соответствующие соответствующим национальным стандартам безопасности. Расходы , связанные с заменой дешевых инструментов, в конечном итоге превысят первоначальную стоимость качественных инструментов.
Очевидно, что здесь невозможно полностью осветить тему инструментов. 

 Уход и обслуживание инструментов


Хорошие инструменты стоят дорого, поэтому имеет смысл относиться к ним с уважением. Содержите их в чистоте и пригодном для использования состоянии и храните надлежащим образом, когда они не используются. Всегда вытирайте грязь, жир или металлическую стружку, прежде чем убирать их. Никогда не оставляйте инструменты разбросанными в рабочей зоне.
Некоторые инструменты, такие как отвертки, плоскогубцы, гаечные ключи и розетки, можно повесить на панель, установленную на стене гаража или мастерской, в то время как другие следует хранить в ящике для инструментов или лотке. Измерительные приборы, манометры, счетчики и т.д. должны бережно храниться там, где их нельзя повредить погодными условиями или ударами других инструментов.
При бережном обращении с инструментами и правильном хранении они прослужат очень долго. Даже при самом тщательном уходе инструменты изнашиваются при частом использовании. Если инструмент поврежден или изношен, замените его; последующие работа будет безопаснее и приятнее, если вы будете это делать.

Рабочие помещения


При обсуждении инструментов нельзя упускать из виду мастерскую. Если необходимо выполнить что-то большее, чем обычное техническое обслуживание, очень важно иметь подходящую рабочую зону.
Многие домашние механики не имеют в наличии хорошей мастерской или гаража и в конечном итоге демонтируют двигатель или проводят капитальный ремонт снаружи (однако рекомендуется, чтобы капитальный ремонт был завершен под навесом).
Чистый ровный верстак или стол удобной рабочей высоты - абсолютная необходимость. Верстак должен быть оснащен тисками с отверстием для зажима не менее четырех дюймов.
Как упоминалось ранее, также требуется некоторое чистое и сухое пространство, для хранения инструментов, а также смазочных материалов, жидкостей, чистящих растворителей и т.д., которые вскоре становятся необходимыми.
Иногда отработанное масло и жидкости, сливаемые из двигателя или системы охлаждения во время обычного технического обслуживания или ремонта, представляют собой проблему с утилизацией. Чтобы не выливать их на землю или в канализационную систему, просто перелейте использованные жидкости в большие емкости, закройте их крышками и отвезите в авторизованное место утилизации или на станцию технического обслуживания. Пластиковые банки (например, старые емкости из-под антифриза) идеально подходят для этой цели.
Всегда держите под рукой запас старых газет и чистых тряпок . Старые полотенца отлично подходят для вытирания разливов. Многие механики используют рулоны бумажных полотенец для большинства работ, потому что они легкодоступны и одноразовые. Можно большую картонную коробку разрезать и расплющить , чтобы защитить пол в гараже или мастерской.
При работе с окрашенной поверхностью (например, топливным баком) накройте ее старым одеялом или покрывалом для защиты лкп.